Самый главный критерий — это музыкальность, которая слышна с самых первых нот. Достаточно прослушать один куплет, даже меньше, чтобы понять, что из себя человек представляет.
В первую очередь мы обращаем внимание на эмоции, нам важно, чтобы человек не пел, как робот. Техника, конечно, тоже важна. Должна быть гармония, человек должен испытывать эмоции, делиться ими и вызывать эмоции у слушателей. И, конечно, он должен понимать, о чем поет.
Если исполнитель эмоционален, даже если он допускает какие-то технические ошибки, из него можно вырастить профессионала — достаточно с ним заниматься техникой. Но когда у человека нет ни техники, ни эмоций, когда он не умеет держать себя на сцене — здесь уже сложнее.
То есть, мы отбираем молодых людей, которые обладают музыкальностью, которые не боятся показать себя, которые влюблены в музыку, которые абсолютно точно знают, что они хотят стать артистами.
Заявки приходят из разных регионов России, и из деревень, и из больших городов-миллионников. В регионах, где мы проводим свои мастер-классы, мы обязательно прослушиваем их участников с тем, чтобы в дальнейшем, возможно, кого-то из них пригласить.
Единственная, наверное, проблема заключается в том, что было много заявок от людей, у которых недостаточно опыта, которые не видят себя со стороны и не понимают, что они не находятся на должном уровне. Часто бывает так, что музыка для человека — просто хобби, и он подает заявку, чтобы его обучили с нуля.
Я немного об этом уже сказала. Главная ошибка — это то, что многие не оценивают себя адекватно.
При этом нужно понимать, что если вдруг вас не пригласили на прослушивание, это не значит, что вам нужно бросить музыку, все равно, мол, ничего не получится. Это всего лишь означает, что вы что-то сделали не так. Или вы недостаточно хорошо себя показали, или вы прислали слишком много однотипных материалов — такое тоже бывает.
Достаточно прислать несколько своих самых ярких записей — песню на русском языке и на иностранном. Нужно показывать самое выигрышное, что у вас есть. Но, как правило, люди редко осознают, что у них выигрышно, а что нет. Это приходит с опытом. Но когда потенциал есть, мы его слышим, и мы готовы работать.
Многие вокалисты присылали свои материалы, записанные в студии. Такие заявки мы сразу отсеиваем: нам важно живое исполнение. Эта ошибка была самой частой у вокалистов.
Бывало также, что нам присылали видео с сомнительным с эстетической точки зрения видеорядом. Мы смотрим на соискателей прежде всего как на артистов, нам важно, чтобы у них, помимо технических навыков и артистизма, были вкус и понимание сценического образа.
Если мы не могли определиться сразу, нам приходилось просить прислать дополнительные материалы.
Безусловно, мы видим в них потенциал, из них можно лепить, с ними можно работать. Но что получится по итогам, когда люди пройдут к нам в Академию? Самое интересное начнется тогда, когда стартуют занятия. Бывает, что у человека большой потенциал, но он ленится.
Уровень поступающих сейчас намного выше, чем 10 или 15 лет назад. В мое время суперодаренных талантливых детей было меньше, чем сейчас. Думаю, это связано с развитием эстрадной джазовой музыки в России, с развитием разных эстрадно-вокальных конкурсов, на которые ездят дети. А еще – и это очень важно – это связано с тем, что появилось новое поколение музыкальных педагогов, которые постоянно развиваются.
Я бы пожелала им трудолюбия. Это очень важное качество, которое присуще не всем. Трудолюбия, терпения, здоровья, сил для реализации задуманного, верить в себя, никогда не сдаваться, постоянно развиваться, не ждать быстрых результатов, потому что наша профессия очень сложна.
Самое главное — я бы пожелала им ценить то, что они имеют, любить свое дело и жить этим.
Если мы говорим о профессии — я ничего бы не изменила. Я в любом случае занималась бы музыкой! Возможно, я была бы классной пианисткой. В детстве я хорошо играла на фортепиано, меня даже отправляли в специальную школу для музыкантов.
Если мы говорим о траектории моего обучения — я бы, возможно, сразу бы поехала поступать в Москву. У меня был достаточно долгий учебный процесс: я четыре года отучилась в Казани, потом перевелась в Москву. Но сейчас я понимаю, что мне это ни капли не помешало, именно так и должно было быть, ведь ничего в жизни не случайно.
Какие ошибки допускают соискатели чаще всего?
С какими проблемами вы столкнулись в процессе отбора?
Из каких мест приходят заявки?
Как бы вы оценили уровень соискателей? Видите ли вы в них потенциал?
Что вы хотели бы пожелать тем, кто хочет учиться в Академии?
Когда-то вы сами пошли по этому пути. Если бы вернулись в прошлое, что бы вы выбрали?
В числе других педагогов вы прослушиваете материалы, которые присылают соискатели. Скажите, по каким критериям происходит отбор?