Мы с вами привыкли к расхожим названиям сценических профессий: «вокалист», «музыкант», «танцор». Однако в русском языке есть более точное и правильное по смыслу определение — артист. Популярный певец — это артист эстрады, музыкант — артист оркестра, танцор — артист балета и так далее. Иными словами, это любой профессионал в области сценических искусств, который выходит на сцену перед публикой, и поверьте: неважно, эстрада это или театральные подмостки.
Как режиссёр-практик я точно знаю, что все мои коллеги мечтают пригласить в свой проект артиста, который может все — профессионально петь, танцевать и достоверно сыграть любую роль. Такого артиста принято называть синтетическим или современным. Может, не лучшее определение, но в русской театральной школе устоявшееся.
Это хороший артист, владеющий всей палитрой драматической школы, поющий, как стопроцентный вокалист, танцующий, как стопроцентный балетный артист, и неважно в каком жанре. Если это вокал, он одинаково хорошо справляется с академическим, эстрадным или джазовым пением, а если хореография, то она тоже может быть в разных стилях — модерн, классика или хип-хоп. Все эти умения дают возможность хореографу и режиссёру воплощать свои самые смелые и фантастические замыслы без скидок на сложность.
Понимая это, Лариса Долина пригласила больших профессионалов-единомышленников, чтобы попробовать реализовать, простите за нескромность, этот глобальный замысел. Концентрация и разнообразие дисциплин набранного курса с первых дней радостно ошеломляют студентов. То они декламируют хором «Белеет парус одинокий» и пришивают воображаемую пуговицу к воображаемым штанам на уроках актёрского мастерства, то кряхтят у балетного станка, постигая классический экзерсис, то, распластавшись на полу, учатся основам стиля контемпорари, а вслед за этим бегут путаться в скороговорках на предмет сценической речи и, конечно, на уроки сольного и ансамблевого пения.
Вот такой у нас театральный счастливый и немного сумасшедший дом. Я мечтаю и постараюсь привести тех, кто выдержит этот театральный марафон, к тому, чтобы каждый наш выпускник перед выходом на сцену мог бы без пафоса сказать самому себе: я всё могу, я лёгок, у меня совершенное тело, я ни на кого не похож, я всё умею.
Конечно, они все хотят стать звёздами. Но как показывает история театра, звёздами становились артисты — самородки. Вспомним знаменитых балерин — Галину Уланову и Анну Павлову. Балерина Уланова отличалась от балерины Анны Павловой тем, что первая от природы обладала артистизмом, а Павлова была прохладной «техничкой». Или звезда балета Михаил Барышников. Он не учился специально актерскому мастерству, но в постановках Сергея Юрьевича Юрского играл абсолютно драматические роли — без танцев, без песен, и у зрителя создавалось полное ощущение, что Барышников профессиональный драматический артист. Кстати, он до сих пор играет драматический моноспектакль в постановке Дмитрия Крымова и триумфально гастролирует с ним по всему миру.
В моей режиссёрской практике тоже были случаи успешной работы со звёздами — актёрами-интуитами. Например, я пригласил в свой музыкальный спектакль «Джордано» на две главные роли артиста Валерия Леонтьева и артистку Ларису Долину, и они блестяще справились. Они жили в пространстве современной оперы-мюзикла не только как вокалисты, но как драматические артисты, абсолютно достоверно и органично.
Прогресс проявляется во всех областях — в медицине, науке, технологиях. Существует ли он в театре — драматическом, музыкальном? Конечно. И потребность в хорошо обученном и технически оснащённом универсальном, многофункциональном артисте будет только расти.
Но и этого нам мало! Ремесло — это хорошо. Но наша главная задача, помимо ремесла и техники, научить наших студентов артистизму души, свободной фантазии, а это самое сложное.
Что значит синтетический артист?
В нашей Академии у студентов есть шанс стать звездой обученной, а не интуитивной.